Битва за Москву

Фильм «Битва за Москву»

Почему и сегодня, через много лет после Победы над фашизмом, литература и искусство наше вновь и вновь обращаются к теме Великой Отечественной? Почему и сегодня — знакомые со многими десятками, если не сотнями книг и фильмов о минувшей войне — мы всякий раз испытываем глубокое волнение и живой интерес, когда на большом или малом экране появляются кадры, возвращающие нашу память к доблестному и грозному военному времени? Потому что тема эта неисчерпаема и священна для художника, которому дорого славное историческое прошлое Родины, Потому что своим настоящим мы обязаны беспримерному подвигу живых и павших героев, избавивших свою землю и все человечество от фашистского порабощения. Потому, наконец, что и поныне существуют в мире темные силы, угрожающие расколоть чистое небо над нашей планетой и испепелить ее в огненном смерче нового вселенского военного конфликта. Советские военные фильмы смотреть на сайте.

Для режиссера Юрия Озерова Великая Отечественная война — часть его личного жизненного опыта. Озеров из того поколения, которое в двадцать лет уже успело пройти первые версты войны. Будущий режиссер начинал воевать младшим лейтенантом осенью 1941 года под Москвой, а день Победы встретил в поверженном Кенигсберге двадцатичетырехлетним майором Советской Армии. Так что ом знает о войне отнюдь не понаслышке; отсюда, видимо, и берет свое начало высокая мера исторической достоверности, присущая как его широко известным эпическим кинополотнам «Освобождение», «Солдаты свободы», так и этой картине «Битва за Москву».

По словам режиссера, он без малого двадцать лет «нащупывал дорогу к такому жанру в кино, который позволил бы рассказать о войне в целом». То есть дать объемное, крупномасштабное изображение этого огромной важности исторического события, вобравшего в себя бесчисленное количество эпизодов, подробностей и человеческих судеб, из которых складывается необъятная во времени и пространстве панорама. Таким жанром стала историческая хроника, работа над которой сопряжена с гигантскими трудностями, с решением комплекса сложнейших творческих и организационных задач. «Битва за Москву» — еще одно неоспоримое доказательство того» что Озеров справляется с ним блестяще; его кинематографическое мастерстасг в этом смысле уникально.

«Битва за Москву» состоит из двух самостоятельных фильмов по две серии каждый. Подобное драматургическое построение было продиктовано самой драматургией истории. Известно, что великое сражение под Москвой началось 30 сентября 1941 года. Однако по существу начало ему было положено задолго до того, как военные действия начались на ближних подступах к столице Советского Союза. Ведь уже в тот день, когда первые гитлеровцы переправились через Буг, командование вермахта ставило главной целью «блицкрига» захват Москвы, который, по плану «Барбаросса», должен был предрешить исход всей войны. А если заглянуть в прошлое глубже, то становится очевидным, что и такие события предвоенной поры, как, например, мюнхенский сговор западных держав с Гитлером, открывший путь нацистской агрессии на Восток, предопределили возможность выхода немецко-фашистских войск на рубежи близ нашей столицы.

«Агрессия» — так называется первый фильм «Битвы за Москву». Как и всё произведение, он не содержит ни одной придуманной ситуации, в нем нет ни одного вымышленного действующего лица. «Показать правду, как это было на войне», — эта фраза, сказанная Юрием Озеровым в одном из интервью в период работы над картиной, могла бы послужить эпиграфом к ней. Юрий Озеров не иллюстрирует и не приукрашивает историю — он раскрывает истинную суть и подлинный драматизм событий, предшествовавших московской битве. Тревожная предгрозовая обстановка в Европе, начало второй мировой войны, донесения находящегося в Японии Рихарда Зорге, предупреждавшего о готовящемся нападении Гитлера на Советский Союз, провокации на западных границах нашей страны, оборона Брестской крепости, бои под Минском, Смоленском, героизм советских солдат и офицеров, продолжавших героически сражаться и в окружении, совещания в штабах армий и фронтов, в Ставке Верховного Главнокомандования, в Государственном комитете обороны — все это, как и многое другое, отражено и показано в фильме правдиво, с убедительной достоверностью, с пристальным уважительным вниманием к известным историческим личностям и к рядовым участникам военной страды.

«Удастся ли русским остановить Гитлера?» — осенью 1941 года этот вопрос волновал весь мир. Фильм «Агрессия» завершается до того, как битва за Москву вступит в свою решающую стадию, о которой расскажет вторая часть киноэпопеи — «Тайфун».