Христианство против браков малолетних

В последнее время личности, желающие показаться окружающим особенно оригинальными, заявляют о том, что они «возвращаются к историческим корням» и готовы отказаться от христианских ритуалов в пользу языческих – тех ритуалов, которых придерживались на Руси до того, как нашими предками было принято христианство. Но, прежде, чем делать подобные заявления, неплохо было бы понять, что многие важнейшие правила, из числа принятых в современном обществе, являются христианскими, и что наши предки, жившие на Руси до X века, придерживались по некоторым вопросам взглядов, которые для современного общества совершено неприемлемы. Примером этому может служить заключение брака исключительно по воле родителей, в возрасте, когда человек еще не может сам принимать никаких решений, особенно – о выборе для себя супруга.

Заключение брака – это начало семейной жизни, признаваемой обществом. При этом, заключение брака было частью религиозной жизни Руси и в дохристианский и в христианский периоды ее истории. При этом, кажущееся сегодня вполне естественным, соблюдение ритуалов православной церкви в этой области достаточно долго не принималось русским народом. Только так можно объяснить то, что отцы церкви не уставали повторять в своих «наставлениях» и «ответах», распространявшихся по церквям Древней Руси, что православный христианин обязан заключать свой брак только и исключительно в соответствии с церковными правилами и с полным соблюдением церковных ритуалов.

Языческие традиции заключения брака, такие как «умычка» многоженство, близкородственные браки и – в противоположность «умычке» — заключение брака как сделки между родителями новобрачных, а так же заключение брака с детьми (по крови) и между детьми (по возрасту), резко противоречили нормам христианского права о браке. В то же время эти традиции были весьма востребованы населением Руси после ее крещения, и в некоторых вопросах православной церкви пришлось подчиниться этому общественному запросу. Наиболее часто заключение браков между лицами, не достигшими 12-ти летнего возраста, встречалось в высших слоях русского общества. Уже после Крещения Руси, Всеволод Юрьевич, князь Владимирский, женил 9-ти летнего сына Константина. Выдавая замуж княжон Рюриковичи в XI-XIII веках вообще отступали от всяких христианских «приличий». Например, Святополк Изяславович, князь киевский, просватал свою дочь Сбыславу в возрасте 3 года, а сам брак девочка заключила в 7 лет. Браки между малолетними детьми продолжали заключаться на Руси на протяжении почти пятисот лет после ее Крещения. Об этом свидетельствует Послание митрополита Фотия, датируемое началом XV в., где он прямо запрещал венчать девушек, не достигших двенадцати лет. Если была надобность устанавливать запрет, значит, само действие где-то совершалось, и было достаточно распространено. Настолько, что запрет должен был издать сам глава русской Православной церкви.

Христианство против браков малолетних_3

В языческой традиции не признавался христианский принцип личной ответственности человека за выбор супруга. Брак рассматривался, как сделка между семьями новобрачных, а человек был предметом такой сделки. Отголоски этого были заметны в русской культуре даже в XX веке, ведь девушек все еще выдавали замуж их родители, и предложение о браке жених должен был сделать именно родителям, слово которых было решающим. Христианская традиция заключения брака намного больше соответствует принципам гуманизма, а ведь именно на основании этих принципов может и должна развиваться современная цивилизация.

Фото в статье: olegasphoto.com.ua